Страшны ли нам 7 смертных грехов?
Перечень смертных грехов появился впервые в конце 4 века, а в 13 веке «князь философов» теолог Фома Аквинский ввел в обиход список, существующий и поныне, и состоящий из семи смертных грехов, расположенных в таком порядке: Гордыня, Алчность, Зависть, Гнев, Блуд, Чревоугодие, Уныние.
Во всех ортодоксальных (т.е. неукоснительно придерживающихся традиционных взглядов) религиях разными словами и в разном порядке толкуются варианты этих же самых греховных действий и помыслов человека. В древних религиях тоже так или иначе осуждались эти грехи, за исключением, может быть, греха Блуда. И в фольклоре почти всех народов мира эта семёрка всегда подвергалась осуждению либо осмеянию.
Следовательно, порицание этих грехов относится не столько к религиозной, сколько к общечеловеческой морали. Причем настолько древней, что её возникновение теряется во времени, когда человек не имел права быть индивидуумом, а был только кирпичиком в структуре своей общины. Его жизнь подчинялась различным табу. От следования этим запретам зависела жизнь и его самого, и его рода. Однако человеческое общество изменилось. Так ли опасно человеку пренебрегать древними табу теперь?
Так вот, семь смертных грехов – самые страшные, они приводят душу к смерти. А душа – это самое ценное, что у нас есть. Душа в христианском понятии нематериальна, но способна мыслить, чувствовать и свободно действовать. В понятии философов – это все побуждения разума, т.е. разум в чистом виде. Понятие психологов о душе еще более узкое: душа – это совокупные психические явления, в том числе чувства и стремления человека; душа неразумна, она – носительница бессознательного. Согласитесь, насколько привлекательнее выглядит религиозное представление о душе как о безграничном чувствующем разуме, обладающем свободой выбора, к тому же с возможностью бессмертия.
Но на пути к бессмертию души (или к просветлению разума, или к психическому здоровью?) встает препятствие в виде этих самых семи смертных грехов – очень бытовые и привычные нам проявления, которые мы встречаем ежедневно в себе и в людях. Вроде ничего особенного, но, как заметили еще древние, перейдя через некий роковой порог в злоупотреблении грехом, человек теряет душу и превращается в «растение» (если нравится – в «зомби»).
Человек, подверженный Гордыне, приписывает свой успех и достаток только себе самому, своим исключительным качествам. Он общается лишь с теми, кого считает равными себе, ни во что не ставя остальных. Например, навороченный джип не уступит дорогу «Жигулям», ибо водитель считает себя круче крутого. Но Гордыня и самомнение незаметно приводят к отчуждению от всего остального мира. Если же человек утратит основу своей Гордыни (например, разорится), им тут же завладеют Гнев – злоба на обидчиков, Зависть – к своему бывшему окружению и Уныние – опустошённость и апатия от неумения приспособится к своему новому качеству бедняка. Гордыня сковывает разум и имеет в основе тщательно скрытый комплекс неполноценности. А душа? Душа и Гордыня с большим трудом уживаются вместе.
Алчность
Алчность, жадность, желание подгрести под себя побольше ожесточают человека. Алчность заставляет идти по головам других: посмотрите на бойких карьеристов, на сетевиков, на риэлтеров, страховщиков, часто пренебрегающих совестью. Кроме того, разбогатевший человек начинает опасаться людей и никому не доверять. Алчность – основа большинства преступлений. Она заставляет разум, не считаясь ни с чем, идти к одной узкой цели, а приводит к неврозам и самоизоляции. Душа под воздействием Алчности уменьшается пропорционально росту богатства. Реализованная Алчность порождает Гордыню у самого человека и Зависть и Гнев, направленные на него, – у других.
Зависть
Зависть – чувство повседневное и нелогичное. «Почему меня обошли и не прислонили к газовой трубе?» – спрашивает старшее поколение. Слово «олигарх» стало почти ругательным. Многие переполнены ненавистью к «богатеньким», причисляя к ним всех, кто живет лучше них. В народе бытует устойчивое мнение: у кого есть деньги – тот вор. Зависть – это, как правило, реакция на чужую Гордыню и порождение собственной нереализованной Алчности. Зависть приводит в итоге к еще одному греху Уныние – к сознательному отстранению себя от дел по принципу: «Я все равно не разбогатею, так зачем стараться». Зависть не дает развиваться разуму, возбуждает самые низменные мысли и действия и отказывает душе в свободе выбора, идя по пятам за предметом вожделения.
Гнев, злость, ненависть – сильные эмоции и чувства с выбросом отрицательной энергии на окружающих, поэтому Гнев – грех против ближнего. Проявления Гнева мы каждый день наблюдаем в очередях, в общественном транспорте, на улицах – грубость, хамство, мат, антиобщественные действия. Гнев реализуется как вспышка или как продуманные действия, но может быть постоянно вынашиваемым чувством. Например, есть антифанаты, ненавидящие людей успешных, заметных в обществе. Каждый человек подвержен Гневу, но единицы способны не вредить другим. Человек в Гневе не владеет своим разумом, его психика расшатывается, а душа – сгорает в пламени ярости или на тлеющих углях ненависти.
Похоть
Блуд, похоть, разврат – этого добра вокруг полным-полно. Достаточно заглянуть в любой журнал с рекламой картинок для мобильников, и вы приобщитесь к этому греху. Большинство церквей признает только самые простые и строго ограниченные сексуальные отношения между мужем и женой, состоящими в церковном браке. Всё остальное (!) считается Похотью. В общечеловеческом понимании Блуд – извращенные, безразборные или выставляемые напоказ сексуальные действия. Блуд сродни Алчности, желанию иметь как можно больше. Чрезмерный Блуд может привести к болезням, поражающим мозг, а, следовательно, лишающим разума. Расстроенная психика – спутница Похоти. А душа – страдает, когда человек предпочитает её телу.
Чревоугодие
Чревоугодие, обжорство – грех против себя. Поскольку люди на протяжении своей истории постоянно встречались с голодом, злоупотребление пищей считалось особо аморальным. Сейчас мало кто соблюдает посты и постные дни, и ежедневный обед из первого и второго с обязательным поеданием мяса стал нормой. Плюс – частое употребление деликатесов. В прошлом нашу систему питания сочли бы чревоугодием.
Попадаются и те, кто набивает животы ради набивания – настоящие обжоры. Они живут, чтобы есть. Разум дремлет, когда человек ест, а когда он ест постоянно, – разум засыпает крепко. Чувства притупляются, включая и вкусовые ощущения. А душа, которую предпочли желудку, мертвеет. Чревоугодие – примитивное подобие Алчности, приводящее к греху Уныние.
Праздность
Уныние, леность, праздность – также грех против себя. Это – обширное понятие, которое включает и нежелание что-то делать, и праздное безделие (жизнь ради удовольствий), и потерю интереса к жизни, и безнадежное отчаяние. Труд, участие в жизни общества – основа человеческой жизни, поэтому этот грех – тяжкий. Сейчас жёсткие требования жизни зарабатывать всё больше и больше так сильно давят на психику людей, что вынуждают прятаться от проблем, срываясь в грех Уныния. Часто мужчины, потерпев неудачу, перестают работать, переваливая все заботы на женские плечи.
Высшая точка этого явления – бомжевание как образ жизни. А чем отличается бомж по убеждению от богатого бездельника? Разум деградирует, человек теряет своё «я», в жизни его ничто не привлекает. Уныние приводит к всевозможным болезням, к алкоголизму. Потерявший себя ведет растительный образ жизни, внешне оставаясь человеком. Уныние может быть следствием любого из других грехов, это – последний удар по душе и заключительная фаза её умирания.
По-видимому, пока жив хоть один человек, концепция семи смертных грехов не устареет. Но вот, насколько важно не допускать в себя эти грехи, решать каждому в отдельности. Верующим людям проще – они следуют морали своей религии, стараются не грешить, а если грешат, то после духовного наказания получают отпущение грехов. Неверующих хранит только желание остаться человеком, не навредить своему разуму и не отягчить что-то зыбкое, называемое совестью. Но совесть основана на страхе перед осуждением, а за что осуждать человека, живущего как все? Хочется пожелать всем побыстрее разобраться со своими грехами без жалости к себе любимому и сделать это – из простого чувства самосохранения.