Дети и дисциплина

Еще мое поколение воспитывали так, что любое неповиновение расценивалось, как бунт, и пресекалось на корню. Мы даже помыслить не могли, что родителям можно ответить «нет» или в чем-то с ними не согласиться. Сейчас времена изменились, уже никто не требует беспрекословного подчинения, а родители не считают, что все должно держаться на страхе. Более того, современные психологи полагают, что страх подавляет искренние порывы, при этом угнетаются любознательность, желание творить, интеллект, и даже способность просто радоваться жизни. Мы все не хотим иметь таких детей, и поэтому предпочитаем договариваться.



Самое главное - это понять, чего мы сами хотим добиться, требуя дисциплины. Если мы хотим научить ребенка следовать требованиям общества, обходясь без личных обид, но в то же время удовлетворяя свои потребности, то можно смело сказать, что и взрослые не в силах справиться с этой задачей полностью, что же говорить о детях.


Способов воздействия на детей должно быть достаточно много, поскольку они довольно быстро адаптируются к любому вашему методу, поэтому чем больше приемов в выборе у родителей, тем легче достигнуть желаемого. Желательно, чтобы родители умели быть гибкими, так как заявление «или - или» практически не работает.


С одной стороны, кажутся неважными споры о том, кто вынесет мусорное ведро, кто уберет в комнате или сходит в магазин, но, с другой стороны, это говорит о том, насколько приучен ребенок заботиться о себе и о других. Приучать ребенка к дисциплине надо чуть ли не с момента его рождения, поскольку уже тогда он полон всевозможных желаний, и чем полнее родители их удовлетворяют, тем легче он потом выполнит наши просьбы. Человек никогда не будет проявлять заботу о людях, если он недополучил ее в детстве.


Очень часто мы сами бываем непоследовательными. Говорим ребенку: «Не смей залазить на окно!» Но вот к нам пришли гости, затем они уходят, и мы спокойно ставим малыша на подоконник, чтобы он помахал им ручкой. Что должен думать ребенок? Знаете, как говорят: «Нельзя, но если очень хочется, то можно». У вас есть гарантия, что он потом сам не высунется из окна? У меня - никакой.


Я не раз наблюдала картину, когда мама что-то не разрешает, а на вопрос: «Почему?» звучит потрясающий ответ: «А потому!» Если вы хотите, чтобы ребенок вас понял и выполнял ваши требования, всегда подробно объясняйте, почему именно вы что-то не разрешаете. Порой ребенку трудно сразу перестроиться на ваше требование, поэтому если он играет, а вам надо положить его спать или накормить, лучше всего предупредить заранее: «Ты сейчас очень занят игрой, и поэтому я даю тебе еще десять минут, а потом мы пойдем спать». Когда вы следующий раз позовете его спать, он уже будет психологически к этому готов, ведь вы его предупредили. Представьте, что вы очень заняты чем-то, полностью погрузились в работу, а вам кричат: «Немедленно иди есть!» Вы ведь не сможете сразу все бросить.


Практически нет детей, которые не любили бы рисовать на обоях, поэтому не ждите, когда стены вашей комнаты превратятся в полотна абстракционистов, повесьте лист ватмана или кусок старых обоев и объясните ребенку, что рисовать можно только здесь. Я не могу сказать, почему рисовать на стене интереснее, чем на листе бумаги, и дети тоже не смогут ответить на этот вопрос, но факт остается фактом, период «наскальной живописи» проходят почти все.


По мере взросления ребенок становится все более независимым, а мы продолжаем его опекать по мелочам. Даже прием лекарства или наше желание, чтобы он вовремя лег спать, воспринимаются подозрительно, как недоверие. Это часто портит отношения между родителями и детьми, а впоследствии возникают проблемы непослушания, хотя вроде и связи никакой нет.

Популярные сообщения из этого блога

Учебно-воспитательный процесс

Жизнь после медового месяца

О важности психологического настроя