Как работает метод «проверки слуха»?

Один из лучших способов втянуть взрослых в игру «царь горы» - отключиться и игнорировать их требования. Когда такое случается, взрослым остается только гадать: Дошло ли мое сообщение? Почему на меня не обращают внимания? Не пора ли перейти к действенным мерам?



Что делать, когда дети игнорируют требования?


Процедура «проверки слуха» - простой способ ответить на эти вопросы, не увязнув в знакомой рутине повторений и напоминаний. Когда сомневаетесь, проверьте ребенка, произнеся одну из следующих фраз:


«Ты понял, что я сказал?»


«Тебе ясны мои указания?»


«Скажи мне своими словами, что ты только что от меня услышал!»


Вот, например, шестилетний Дэвид смотрит свои любимые мультики по телевизору, и в этот момент мама окликает его из соседней комнаты:


- Дэвид, пора выключать телевизор и мыть руки к ужину!


Нет ответа. Дэвид продолжает смотреть мультфильмы.


Слышал ли он, что я сказала? - размышляет мать. -Если и слышал, то явно решил этого не показывать. Она решает проверить. Входит в комнату, встает между Дэвидом и телевизором и смотрит сыну прямо в глаза.


- Что я только что просила тебя сделать? - ровным тоном спрашивает она.


- Выключить телевизор и идти мыть руки перед ужином, - отзывается он.


- Так сделай это, пожалуйста, - говорит мать, - или телевизор будет выключен до конца вечера.


Дэвид выключает телевизор и идет мыть руки.


Что это на нее нашло? - гадает он. - Л куда подевались все предупреждения, напоминания и угрозы? У меня же должно было быть еще, по крайней мере, минут десять!


Приведенный пример иллюстрирует ситуацию, когда Дэвид услышал и понял требование матери, но решил проигнорировать его. Он проводил собственную проверку. Он был уверен, что она будет повторять и напоминать много раз, прежде чем ему действительно придется выключить телевизор. Применив метод «проверки слуха», мать Дэвида сделала свое сообщение ясным и конкретным. Ее ожидания были выражены четко - как и цена, которую придется заплатить в случае непослушания.


«Проверка слуха»


Давайте посмотрим, что будет происходить, если события будут развиваться немного иначе. Предположим, что, когда мать Дэвида решает провести проверку, он смотрит на нее непонимающим взглядом, потому что на самом деле полностью отключился. Что она должна сделать в таком случае?


Она должна сообщить ему то, что он пропустил мимо ушей в первый раз, и после этого быть готовой выключить телевизор, если он не послушается. Когда сообщение понятно и понято - время действовать.


Процедура «проверки слуха» также бывает полезна в ситуациях, когда дети говорят правильные слова, но совершают неправильные поступки. Девятилетний Рубен хороший пример. Он знает, что не должен класть ноги в ботинках на диван, но решает поступить наперекор правилу. Это замечает его отец.


- Рубен, убери, пожалуйста, ботинки с дивана, - говорит отец.


- Ладно, - отзывается Рубен, но проходит пара минут, а ботинки пребывают все в том же положении. Отец решает расставить точки над «и».


- Рубен, что я просил тебя сделать? - переспрашивает он.


- Я же говорю, сейчас уберу,- отвечает Рубен так же убедительно, как и в первый раз, но даже не думает шевельнуться. Отец уточняет свое сообщение.


- Говорить-то ты говоришь, но не делаешь! Я объясню тебе так, чтобы было понятнее. Если ты сейчас же не уберешь ботинки с дивана, тебе придется сидеть где-то в другом месте.


Это сообщение звучит максимально ясно. Черт! За ним раньше такого не водилось! - говорит себе Рубен, убирая ноги с дивана.

Популярные сообщения из этого блога

Учебно-воспитательный процесс

Жизнь после медового месяца

О важности психологического настроя