Тревожные дети. Детские страхи.
Человек при рождении нежен и слаб, при смерти твёрд и крепок. Все вещи и растения при рождении нежны и слабы, а при смерти тверды и крепки. Твёрдое и крепкое — это то, что погибает. Нежное и слабое — это то, что начинает жить... Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое есть у нежного и слабого.
Лао-цзы.
Не все дети, испытывающие тревогу, могут называться тревожными, как и не все тихони или стеснительные требуют немедленного лечения. Не у всех тихонь есть проблемы и не всегда «тихий» означает странный. Эпитеты «активный» и «смелый» не являются синонимами «нормальный» или «правильный», если речь идет о психологическом здоровье ребёнка.
Темпераменты у детей разные, и довольно часто дети могут быть тихими по причине высокой чувствительности и восприимчивости. В этом случае корректно говорить скорее не о тревожности, а о застенчивости. Застенчивость у них может являться действенным механизмом защиты от физиологической и эмоциональной перегрузки.
С другой стороны, бывают тихие и тревожные дети, чьих проблем родители не видят, так как довольно долгое время ребёнок не доставляет особых хлопот, пока существующие трудности не проявятся неврозами (грызением ногтей, заиканием, страхами).
Социальные факторы, влияющие на излишнюю застенчивость ребёнка, полностью повторяют ошибки в воспитании агрессивных, упрямых и истеричных детей, с одной оговоркой — наличие слабого темперамента не даёт застенчивому ребёнку сил сопротивляться, ему остаётся лишь покоряться и бояться.
Истории, рассказанные мамами
— Что-то ваша девочка слишком тихо разговаривает! — жалуется на мою четырёхлетнюю дочь воспитатель детского сада. — Я всё время говорю ей, что надо быть смелой, а не мямлить под нос, но дома вы, наверное, этого не делаете.
— Действительно не делаю. После ваших усилий мне приходится убеждать ребёнка, что с ним всё в порядке, что она хорошая девочка, хоть и тихая.
Этот разговор состоялся в разгар моего конфликта с воспитателем. Взрослые горазды придумывать стандарты хорошего ребёнка: добрый, щедрый, послушный, весёлый, смелый... Стандартом хорошего ребёнка для нашего воспитателя был смелый и громкий ребёнок, а моя застенчивая дочь её попросту раздражала.
В школе ситуация в корне изменилась. Мой ребёнок по-прежнему был не самым бойким и громким в классе, но в школу она шла спокойно и в дождь, и в холод, и после каникул. Всё решила личность учителя. Для нашей первой учительницы быть тихим не означало быть плохим. Невозможно сделать из тревожного или застенчивого ребёнка бойкого активиста, особенно, если сообщать ему о том, что с ним не всё порядке.
История из практики
Мама одного застенчивого мальчика пожаловалась мне на учителя её первоклассника. На родительском собрании маме пришлось попросить учителя поменьше кричать на детей. Её просьба вызвала негодование со стороны других мам и пап. Их возмущение можно выразить такой фразой: «Да что вы придумываете, а как же с ними иначе, они же распустятся!» Учительница в своё оправдание сказала, что она кричит на других, а не на этого конкретного ребёнка. Пришедшая ко мне мама была в тупике, она попыталась защитить своего ребёнка, но никто так и не понял, от чего именно. Я беседовала с учителем, но родителям, в конце концов пришлось перевести ребёнка в другую школу.
Не существует единой формы проявления психологических стандартов для всех детей. Хороший или нормальный ребёнок не обязательно смелый, активный, инициативный лидер. Он может быть и тихим, но спокойным и уверенным в себе.
Ребёнку, ещё не разменявшему свой первый десяток, многое в этом мире непонятно и просто незнакомо, а потому пугает. Природная застенчивость, не отягощённая повышенной тревожностью, помогает малышу защитить свой слишком тонкий внутренний мир от переизбытка эмоциональной информации.
Один из выдающихся отечественных детских психологов Александр Иванович Захаров - доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, считаеь что «совесть» - один из факторов появления страхов у младших школьников. Наши дети взрослеют, меняется их статус, повышается ответственность, а вместе с ней приходит и осознание причинно-следственных связей своих поступков и их результатов. Такое новое понимание мира приносит с собой новые опасения, ведь теперь от ребёнка многое зависит.
Я предлагаю определить, где заканчивается застенчивость, являющаяся просто природной особенностью вашего ребёнка, и где начинается социальная тревожность.
Вам не стоит беспокоится, если ребёнок:
Дома демонстрирует смелое поведение.
Может завязывать контакты с другими детьми.
Поднимает руку на уроке.
Может задать вопрос учителю.
Иногда участвует в соревнованиях, меряется силами.
Иногда испытывает страхи.
Вам нужно обратиться за помощью к специалистам, если ваш ребёнок:
Из- за страха, боится задавать вопросы учителю.
Предпочитает общение с животными и маленькими детьми общению со сверстниками.
Имеет трудности с речью.
Избегает любых соревнований.
Часто просыпается ночью от кошмаров.
Проявляет застенчивость дома.
Между просто чувствительным ребёнком и болезненно тревожным существует грань, которую он может перейти из-за ряда неблагоприятных факторов взаимодействия со взрослыми. Усугубить положение могут не только родители, но и воспитатель или учитель.
Секреты мастерства
Оставить застенчивость только природным фактором, не взрастив из неё невроза и не сделав серьёзным препятствием на пути самореализации ребёнка — это настоящее мастерство, секреты которого я раскрою в этом разделе.
Неважно, ваш ребёнок просто чувствителен от природы или к его застенчивости добавились уже серьёзные страхи. Приведённые ниже секреты взаимодействия с ребёнком помогут в обоих случаях. Разница лишь в том, что для второй группы детей интенсивность изменения поведения и время, которое они займут, могут быть больше.
Определённая доля тревоги и страха нормальна для любого ребёнка. Но проблема в том, что в нашем обществе бояться чего-либо считается малодушием. Именно поэтому дети стараются свой страх скрывать, игнорировать, подавлять, дабы не спровоцировать родительский гнев или беспокойство.
1. Чтобы страхи не превращались в фобии, о них нужно говорить с ребёнком. Частая ошибка родителей — желание отмахнуться от страха ребёнка: «что за глупости!!». Более эффективными будут расспросы: «Чего именно ты испугался?», «На что это было похоже?»
Нарисуйте страх.
Сообщите ребёнку, что с ним всё в порядке.
2. Осуждение страха ведёт к его усугублению. Не заставляйте ребёнка быть смелым, это не добавит смелости, а только приведёт к ещё большему недовольству собой, стеснению и тревоге. Вместо этого, насытьте его жизнь ситуациями ощущения собственной силы. Для этого, например:
3. Поиграйте в животных. Это очень просто и полезно. Пусть ребёнок побудет в роли сильного героя или сильного животного. Предложите ему любую другую ролевую игру, где у него будет сильный образ. Во время игры отмечайте, что у него сильный голос и грозная осанка.
4. Инсценируйте сказки. Сказки подойдут любые, главное, чтобы в них главный герой одерживал победу. Пусть ребёнок побудет в роли своего любимца и примерит на себя образ уверенного победителя. Ваша задача отметить этот образ и закрепить его. Такая игра поможет и в ситуации, когда ваш ребёнок побаивается учителя. В своей программе адаптации я использую как раз такую сказку под названием «Строгий голос». Сочинила я её для своей дочери ещё в период посещения ею детского сада, однако, эта сказка хорошо помогала и при работе с первоклассниками.
5. Проявляйте безусловную любовь. Проявите усилие хотя бы ради эксперимента, попробуйте несколько дней подряд выказывать своему ребёнку любовь и радость от того, что он с вами. Вы обязательно заметите, насколько увереннее и спонтаннее он станет.
6. Чаще хвалите застенчивого ребёнка. Единственное ограничение у этого лекарства — избегайте подделок. Дети, особенно такие восприимчивые, как ваш сын или дочь, остро чувствуют лесть и неискренность в похвале. Похвалой «для галочки» вы делу не поможете, а только смутите ребёнка или ещё больше насторожите его.
7. Помогайте ребёнку проявлять свои чувства. Это я советую уже в который раз и в который раз отсылаю вас за подробностями к главе «Контакт цивилизаций». Там вы найдёте подробное руководство по обучению этому межгалактическому языку, который поможет не только при общении с ребёнком, но и при любом другом взаимодействии с человеком, ведь другой человек — это другая планета.
8. Помогите ребёнку найти способы конструктивного проявления гнева. Я выделяю этот пункт в отдельную рекомендацию, хотя он по своей сути дублирует предыдущую. Делаю я это с умыслом, желая подчеркнуть, что гнев такое же полезное и естественное переживание человека, как и сочувствие и щедрость. Необходимо лишь научиться им пользоваться и контролировать его.
9. Дайте ребёнку возможность проявить свой выбор и свободу. Это не означает, что ему нужно предоставить полную свободу действий и взвалить на его плечи массу домашних обязанностей. Не всё так прямолинейно и просто. Найти золотую середину между контролем и предоставлением свободы — вот ваша задача и основополагающий принцип для доброжелательных отношений с любым ребёнком.
10. Ограничьте просмотр телевизора. Средства массовой информации, к большому сожалению, вносят в значительной степени негативный вклад в восприятие мира. Согласно самым рейтинговым передачам, мир полон преступников, мошенников, злодеев, насыщен катастрофами и катаклизмами. Я не ратую за жизнь в розовых очках, но мозолить чувствительному и впечатлительному ребёнку глаза созерцание чёрного-пречёрного мира просто негуманно! Введите строгую цензуру на просмотр мультфильмов, новостей и фильмов. Активный натиск негатива с экранов сложно сдерживать даже взрослому человеку, а что говорить о ребёнке! Вряд ли ему будет спокойно жить в мире, где всё кипит и взрывается.
Напоминаю, что уверенный и смелый ребёнок — не является абсолютной нормой. Все дети разные. Задача родителей не в том, чтобы сделать из своего малыша героя без страха и упрёка, а в том, чтобы помочь ему реализовать свой уникальный потенциал. И пусть кто-то станет счастливым лидером, а кто-то счастливым подчинённым, главное, чтобы «счастливым».