Как произвести первое впечатление по мнению специалистов

Когда-то австралийский писатель Алан Пиз с присущим ему юмором подчеркнул, что второго шанса произвести первое впечатление ни у кого из нас не бывает.

И, действительно – именно первое знакомство накладывает существенный отпечаток на наши дальнейшие отношения с людьми. Если человек сумел произвести положительное впечатление, то к нему будут относиться с позитивом. Вплоть до того, что даже его промахи и ошибки начнут воспринимать «с пониманием».

Давайте вспомним, как, например, порой избирательно (если не сказать – «несправедливо») относились к разным ученикам в школе.

Формирование первого впечатления

«Иванов! Ты опять не выучил стихотворение?! Чтобы завтра же ко мне подошли твои родители!» «Сидоров! Ну, что ты так плохо сегодня подготовился? Я очень недовольна тобой. Давай-ка, дружок, завтра ответишь мне еще раз!» Как говорится – «почувствуйте разницу»: два ученика не выучили урок, только одному дается шанс повторить попытку, а к другому применяются самые крайние меры воздействия. А причина проста: Иванов в первый же день школьной жизни настроил педагога против себя своей неряшливостью, несобранностью, непоседливостью. И никакие его старания «соответствовать» не смогли в дальнейшем переломить предубежденность педагога.

А вот Сидоров, который, кстати, учится ничуть не лучше, чем бедный Иванов, в первый же день покорил учителя аккуратностью, чистоплотностью и своим умением высидеть урок, не шелохнувшись и преданно глядя ему в глаза. Конечно, мудрый учитель (на то он и Учитель!) не должен идти на поводу «первого впечатления», тем более, когда речь идет о детях, которые даже не знают, как произвести первое впечатление. Но, увы, думаю, многие из читателей приведут еще десяток примеров предвзятого отношения учителей к своим подопечным.

Что уж тогда говорить о «взрослой жизни»! Здесь пресловутое «первое впечатление» может порой сыграть роль клейма, которое потом не отмыть годами. Причем на вопрос «А что с Ивановым «не так»? Почему шеф его не воспринимает всерьез?» — никто толком ответить не сможет. Да и сам шеф уже не вспомнит, чем при первом знакомстве Иванов так ему не понравился – то ли манерой ерошить волосы, то ли мятыми брюками. Но формирование первого впечатления закончилось в кабинете босса много лет назад и теперь никакая сила не заставит руководителя изменить свое отношение к Иванову. Правда, остается надежда на смену руководства – а там, как повезет: станет ли новый шеф прислушиваться к рекомендациям бывшего босса или «новая метла будет мести по-новому»? А главное – понял ли, наконец, сам Иванов, как произвести первое впечатление?

В ряде статей мы уже достаточно подробно рассматривали проблему взаимоотношений с позиций ее влияния на нашу успешность – говорили о навыках общения, о социальных фобиях, о значении имиджа и т.п. Поэтому сегодня мы поговорим отдельно о привычках, которые по нашим наблюдениям и опыту взаимодействия с руководством разного уровня, мешают произвести выгодное первое впечатление.

Оставьте очки в покое!

Именно так однажды воскликнул начальник отдела кадров, проводивший собеседование с кандидатом на должность главного инженера. Соискатель — импозантный мужчина 42-х лет во время разговора все время поправлял очки. Причем, делал он это автоматически, а не по причине того, что очки куда-то сползали. Странное дело: женской половине комиссии эта привычка как раз-таки импонировала, а вот мужскую почему-то откровенно раздражала. Кстати, именно «разброс голосов» и спас соискателя – он благополучно занял должность, заполучив, правда, в лице начальника отдела кадров недоброжелателя.

Вывод: даже самые невинные наши привычки могут стать раздражителем на собеседовании, во время переговоров, в ходе дискуссий. И чтобы формирование первого впечатления состоялось в вашу пользу, постарайтесь в присутствии посторонних не теребить никакие предметы ни на себе (очки, галстук, пуговица и пр.), ни вокруг себя – бумаги на столе, скрепки, ластик и т.д. Кстати, не стоит и грызть ручку во время разговоров, вертеть ее в руках или постоянно прятать в карман и снова оттуда ее извлекать.

Бьют барабаны и горны и звучат…

Как показывает практика, первое впечатление может быть безнадежно испорчено из-за привычки барабанить пальцами по столу, притопывать ногой, постукивать карандашом по ладони и т.п. Собственно, понять людей нетрудно: просто представьте себе, что вы о чем-то беседуете с человеком, а он выбивает карандашом по краю вашего стола какую-то дробь. Как минимум, это раздражает, как максимум – заставляет заподозрить собеседника в том, что вы ему абсолютно неинтересны со всеми своими мыслями. А если при этом в самый неподходящий момент у вас зазвенит еще и мобильный телефон, то первое впечатление в отношении вас может стать и последним.

Вывод: формирование первого впечатления под барабанную дробь ваших пальцев или под сигналы вашего мобильника с большой степенью вероятности сложится не в вашу пользу. Попытайтесь на время переговоров контролировать свои руки и ноги, а также отключите телефон. Помните – любое лишнее телодвижение в виде притопывания ногой, щелканья авторучкой, постукивания какими-то предметами по столу, а уж тем более переговоры по мобильнику (пусть и с ритуальным «Прошу прощения – мне звонят!») создают мнение о вашем неуважении к окружающим.

Эти глаза напротив…

Однозначно раздражающей привычкой является облизывание губ, накручивание волос на палец, закатывание глаз и т.п. Первое впечатление о человеке, который то и дело ерошит свои волосы или теребит мочки ушей, будет отрицательным. Согласитесь, трудно разговаривать с человеком, чье лицо постоянно или теребится руками, или искажается гримасами. Кстати, особо это касается милых дам. В последнее время все чаще приходится сталкиваться с молодыми девушками, почему-то свято уверовавшими в чудодейственную силу «женских чар». Они твердо убеждены в том, что знают, как произвести первое впечатление. Их «тайное оружие» представляет собой стандартный набор действий – призывно взглянуть на собеседника, томно закатить глаза, трепетно облизать губы, коснуться невзначай зоны декольте и пр. Конечно, найдется категория лиц мужского пола, которые среагируют на этот «язык жестов», но… Формирование первого впечатления, опять-таки, может пойти несколько не в том направлении, на которое рассчитывают прелестницы.

Вывод: постарайтесь сосредоточиться на теме беседы – чем меньше ваше лицо будет жить «своей жизнью», тем успешнее пройдут переговоры. А облизывать губы или ерошить волосы можно будет и потом, когда о вас уже сложится первое впечатление.

Приятного аппетита!

Еще одна привычка, которая сразу портит первое впечатление – привычка грызть ногти. К счастью, большинство родителей еще в глубоком детстве стараются отучить малыша от этого. Однако, нет-нет, да и приходят на собеседование люди, начинающие в минуты особого волнения калечить свои ногти. Как сказал один руководитель: «Умом я понимаю, что это – нервы, но ничего с собой поделать не могу – не могу я на Петрову смотреть спокойно, когда она впивается зубами в свои пальцы!»

Вывод: хотите произвести положительное первое впечатление? Боритесь с этой вредной привычкой. Во-первых, вид обгрызенных ногтей, как и сама манера их грызть, отталкивает от вас людей. Во-вторых, эта привычка не так уж безобидна, как кажется, и более того, является серьезным заболеванием – онихофагией, которую надо срочно лечить.

Итак, как произвести первое впечатление? Избавьтесь или возьмите под контроль свои вредные привычки, а также еще раз пристальнее оцените свой имидж. И – побольше уверенности в себе и в своих силах! Удачи!

Популярные сообщения из этого блога

Учебно-воспитательный процесс

Жизнь после медового месяца

О важности психологического настроя