Развитие речи у ребенка

Овладение речью – это длительный и очень сложный процесс. В течение первых 10 – 12 месяцев жизни ребенок не способен самостоятельно воспроизвести речь.

Но уже в возрасте 1 – 2 месяцев он вполне отчетливо реагирует на речь окружающих, отличая ее от звуков, издаваемых другими объектами (звон колокольчика, гудки, звучание музыкальных инструментов и др.).

Этот возраст является важным этапом подготовки к появлению самостоятельной речи и в обязательном порядке должен сопровождаться постоянным речевым общением со взрослыми людьми. Ребенок должен видеть говорящего, наблюдать за движением его губ при произношении слов и общаться с ним на эмоциональном уровне. Понимание ребенком слов и коротких фраз становится заметным, когда он начинает поворачивать голову в сторону называемого предмета. В семь – восемь месяцев он уже в состоянии связать слова и фразы с действиями: услышав «ладушки», он хлопает в ладоши; машет ручкой, услышав «до свидания». К концу первого года жизни количество подобных связей растет в зависимости от степени общения взрослых с малышом в повторяющихся жизненных ситуациях.

Способность к самостоятельному произношению слов развивается у ребенка намного позже, чем способность к их пониманию. Это связано с физиологией развития речевого аппарата. Сначала младенец пытается произносить отдельные звуки, которые хаотично складываются в так называемый лепет. И только в возрасте около года он способен произнести первые слова, состоящие в основном из одного – двух слогов и имеющих искаженную звуковую форму. Для исправления этих искажений необходимо приложить максимум усилий со стороны взрослых. Это достаточно длительный процесс методичного, но не навязчивого исправления детской речи. Не рекомендуется при разговоре с маленькими детьми сознательно искажать «по-детски» слова – это затормаживает развитие у них правильного произношения.С 2 – 3-летнего возраста ребенок начинает говорить длинными предложениями. Естественно, что при этом он делает определенные ошибки при согласовании слов, и эти ошибки также должны преодолеваться при систематическом воздействии внешних факторов. Большую роль при этом играет правильно построенная речь взрослых, как дома, так и в учебных заведениях. Очень важно читать ребенку как можно больше книг. Это поможет увеличить словарный запас ребенка, развить связную, грамматически правильную речь и, кроме того, привьет ему любовь к чтению книг, что очень пригодится в школьной жизни

Популярные сообщения из этого блога

Учебно-воспитательный процесс

Что лучше всего спасёт от неудач

Жизнь после медового месяца