Какой психолог нужен вам: рекомендации
Однажды, забирая свою дочку-первоклашку из школы, я услышала из соседнего кабинета укоризненный голос учительницы:
- Если ты будешь продолжать баловаться, отправлю тебя к психологу!
Я про себя подумала, что в моем детстве школьных хулиганов пугали директором. В крайнем случае – милиционером. Как оказалось, что милейшая женщина, школьный психолог, стала пугалом для первоклашек?
Если присмотреться, большинство взрослых и самостоятельных людей слегка меняются в лице, когда слышат любое слово с корнем «псих». Психология, психотерапия, психиатрия иным представляется единым монстром о трех головах, которое, в отличие от Змея Горыныча еще и мысли читает, да и внушить может все, что заблагорассудится. А самых непослушных чудище перед тем как превратить в зомби, еще и в смирительную рубашку одевает.
В темноте и вешалка с одеждой может показаться грабителем. А к Горынычу поближе подойдешь, ан это камень лежит. А над ним – указатель в три стороны растопырился. Направо свернешь – к решению придешь. Прямо пойдешь – себя найдешь. А налево пойдешь – разрешение на вождение автомобиля получишь…
Самые непонятные специалисты – это психологи. С одной стороны - они везде. В школах, поликлиниках, на предприятиях, сидят с умным видом, цветные карточки раскладывают или на бесконечные вопросы тестов отвечать заставляют. Кажется, что в их власти решать судьбы людей. Они, вроде, лучше других знают, гожусь ли я для этой работы. Или готов ли мой ребенок к школе. В общем, по доброй воле я бы к психологу не пошла. А пошла я в психологи. Стала учиться психологии, чтобы психологов не бояться.
В университете мне и другим студентам рассказали, что психологи бывают разные. Человек с дипломом психолога может стать теоретиком, научным сотрудником и продолжать изучать явления психической жизни человека в стенах институтов.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ – это человек, который владеет методиками психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования. То есть, действительно может определить психологические факторы профессиональной пригодности, подсказать, как развить те или иные функции мышления, но, кроме этого, в их силах поддержать клиента в принятии важных решений, оказать первую помощь при острой психологической травме, а так же посоветовать специалистов, если проблема окажется вне зоны компетенции психолога.
Немножко особняком стоят КЛИНИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИ. Именно они работают в поликлиниках, больницах, реабилитационных центрах. Клинический психолог – связующее звено между психологией и медициной. В сфере его деятельности, в частности, помощь больным в адаптации к особым условиям существования. Инвалиды общего заболевания, люди с тяжелыми и продолжительными недугами очень нуждаются в помощи таких специалистов. Иногда бывает, что клинические психологи принимают и фактически здоровых людей. Когда врачи обследовали весь организм и не нашли причину заболевания, то начинают подозревать у своего пациента психосоматическое расстройство и отправляют к клиническому психологу. И часто оказывается, что причиной болезненного состояния был действительно невроз какой-нибудь. А вот справляться с неврозом можно по-разному. Но лучше всего с помощью психотерапевта.
ПСИХОТЕРАПЕВТЫ в нашей стране сейчас представлены во всем разнообразии. Но по месту получения документа об образовании их можно разделить на две большие категории. Одну назовем МЕДИЦИНСКИЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ, он обязательно имеет диплом врача.
Этих специалистов выпускают медицинские ВУЗы, как правило, на кафедре психиатрии. Медицинский психотерапевт обладает навыком «лечить словом», как правило, владеет методами суггестотерапии (в народе называется «гипноз»), однако считает, что таблетка и доброе слово лечит лучше доброго слова без таблетки. Пациенты с пограничными расстройствами (то есть, состояниями «на границе» нормы и патологии душевного здоровья, похожими на психозы, но обратимыми и неярко выраженными) чаще попадают именно в кабинеты врачей-психотерапевтов. Эти специалисты чаще прочих соглашаются работать с зависимостями клиента от наркотиков, алкоголя или азартных игр.
Долгое время медицинская психотерапия была единственным видом помощи, доступным нашим соотечественникам. В настоящее время многие выпускники, получившие диплом психиатра, ощущают необходимость поближе познакомиться с другими школами психотерапии. И, бывает, начинают воспринимать своих клиентов, как здоровых людей, испытывающих трудности. Помощь психотерапевта с этой точки зрения заключается во включении клиента в активный поиск собственных ресурсов. Часто врачи-психотерапевты приобретают дополнительное образование и в своей работе опираются на методы западных школ психотерапии.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ТЕРАПЕВТ - так мне хочется назвать немедицинскую группу профессионалов, ориентированных не на проблему, нарушение или патологию, а на человека. Психотерапевты получают образование в «профильных» институтах, школах психотерапии. Так, например, процессуально-ориентированный терапевт будет несколько лет изучать теорию и практику только процессуальной работы. В процессе обучения обязательно сам пройдет личную терапию, и к концу обучения будет самостоятельно консультировать клиентов под супервизией опытных терапевтов. Хотя часто бывает, что в дополнение к основной специализации учащиеся приобретают навыки из смежных областей психотерапии. Такие терапевты не учат жить, не внушают полезных идей и не искореняют вредные привычки. Они, как правило, помогают клиентам повнимательнее прислушаться к собственным желаниям и получше увидеть мир, который помогает этим желаниям сбыться.
Итак, если вы решили, что вы, в принципе, здоровый человек, который испытывает трудности и при этом вы полны решимости выйти из ситуации победителем, вам показана немедицинская психотерапия. Переживание серьезных изменений в жизни, оплакивание утраты, жизнь в состоянии хронического стресса – это тоже повод обратиться к специалисту. Форму психотерапии вы можете выбирать по вашему вкусу.
Индивидуальная терапия – это общение с терапевтом с глазу на глаз. Раз в неделю вы будете нести свои чувства, мысли и эмоции человеку, который на какое-то время станет очень близким, а потом научит обходиться без него. То есть поступит как идеальный родитель: поддержит, поможет повзрослеть и отпустит с миром.
Групповая терапия – это шанс научиться более полному взаимодействию с миром. Правда, мир будет представлен в небольших пропорциях и в безопасных условиях. О психологической безопасности каждого члена группы заботится один или два терапевта. В группе больше шансов получить разнообразную обратную связь от других людей, больше возможностей почувствовать поддержку от членов группы и самим дать эту поддержку тем, кто нуждается в ней. Многие начинают свою путь к себе с порога психотерапевтической группы, иногда впоследствии осознавая необходимость индивидуальной терапии. Но случается и наоборот: только после нескольких аудиенций с психотерапевтом человек становится способным вынести свою проблему на обсуждение с равными себе в опыте.
Какое направление психотерапии выбрать? Я дам, наверное, парадоксальный ответ. Если вы не являетесь горячим приверженцем какого-то одного направления, то ищите не «школу», а терапевта. В выборе можно опираться на опыт терапевта, на статьи, которые он опубликовал в журналах или сети Интернет, на отзывы клиентов о нем… А можно довериться интуиции. Обычно мы принимаем решения о том, доверять ли человеку в первые полсекунды разговора. А все последующее общение лишь проверяем правильность этого решения.
Для удобства, ниже приведу краткое описание основных терапевтических направлений.
ПСИХОАНАЛИЗ – наиболее "древний" вид психотерапии, если не считать терапией беседы со священником. Идея заключается в том, что жить хорошо человеку не дает его бессознательное, которое мало того, что вредит в особо неподходящие моменты, так еще и прячется от попыток его вытащить и проанализировать. Бессознательное не дает себя увидеть или услышать, но зато может проявить себя либо в сопротивлении (например, клиент уходит от обсуждения какой-то темы, значит там точно есть что-то полезное для анализа), либо во снах (когда бессознательное беспечно думает, что сознание спит). Раньше посещение аналитиков затягивалось на годы, изменения в жизни клиентов наступали медленно, зато доходы аналитиков росли быстро. Невзирая на современную критику психоанализа, все новые направления психотерапии частично базируются на методологии психоанализа. И тихонько благодарят за это Фрейда.
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
Если бы Фрейд был внимателен к одному из горячих своих поклонников в далеком 1936 году, мир, возможно, никогда бы не узнал об удивительном направлении психотерапии. Юный Фриц Перлз прибыл на международный конгресс психоаналитиков в Прагу, договорился обо встрече с Фрейдом, чтобы представить последнему свою версию того, куда должен двигаться психоанализ. За 4 минуты Фрейду удалось полностью разочаровать Перлза. Вот краткий конспект их беседы:
Перлз: Я приехал из Южной Африки, чтобы сделать доклад и увидеть вас!
Фрейд: Ну, и когда вы уезжаете?
Впоследствии Перлз не просто раскритиковал психоанализ, но создал новую философию психотерапии, направленную на восстановление контакта личности с собой и миром. Встречи с гештальт-терапевом редко напоминает психоаналитические сессии, ведь все основное, согласно философии гешатльт-терапии, происходит здесь и сейчас.
Гештальт-группы, позволяют своим участникам раскрывать собственный внутренний мир и знакомиться с миром других людей, вещей и событий в безопасной атмосфере и при поддержке ведущих. Это позволяет приобрести и закрепить навык человека проживать каждое мгновение собственной жизни со вкусом.
ПСИХОДРАМА родилась под звуки смеха. 1 апреля 1921 года, когда врач Якоб Морено поставил в венском театре постановку-импровизацию с вовлечением зрителей в качестве участников пьесы. Весь юмор заключался в том, что пьесу посчитали провальной, а вот как метод групповой психотерапии театральное действо оказалось настолько эффективным, что метод взяли на вооружение терапевты даже в психиатрических клиниках. Волнующая ситуация участника группы-протагониста проигрывается по его сюжету с вовлечением других членов группы в качестве «актеров». Это помогает протагонисту посмотреть на ситуацию со стороны и найти из нее выход, или, напротив, свое место в ней. Участники-актеры тоже получают новый опыт в новых ролях и иногда приходят к собственным открытиям о природе своего поведения, ведь играют они себя.
СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ родилась относительно недавно. Она рассматривает семью (да и другую тесно сплоченную группу) не как коллектив отдельных личностей, а как систему, функционирующую по определенным законам. Такой подход определяет особую эффективность метода для работы с семейными проблемами. В последнее время в нашей стране особую популярность завоевали системные расстановки по Берту Хеллингеру. Внешне начало групповой работы напоминает психодраму – протагонист заявляет свою проблему и выбирает «заместителей» своих родственников из числа участников группы. Однако сюжета никакого не предлагает, просто расставляет «заместителей» в определенном порядке, относительно других «членов семьи» как шахматные фигуры. А заместители рассказывают, какие чувства они испытывают на своем месте и куда бы им хотелось переместиться. Для меня самым удивительным в расстановках и психодраме является то, что очень часто чувства заместителей совпадают с тем, что рассказывает позже о членах своей семьи протагонист. Наверняка этому есть умное объяснение, но в этом случае мне, как рядовому участнику хочется верить в магию психотерапии.
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ - первая идейная дочь Вильгельма Райха. Того же Райха считают папой сексуальной революции на Западе, хотя многие признают, что сексуальная революция родилась из необходимости, а Райх был только акушером. Телесно-ориентированные терапевты взяли за основу идею о неотделимости телесных проявлений от психической жизни индивида. БИОЭНЕРГЕНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Лоуэна исследует мышечные зажимы, свойственные невротическим проявлениям, и продвигается в лечении, если так можно сказать «снаружи внутрь». Осознавая свои телесные проявления, клиент биоэнегретического аналитика приходит к пониманию проблем, которые их вызывают.
Еще дальше на этом пути продвинулась БОДИНАМИКА, новое направление телесной психотерапии, подведя под анализ тела серьезную анатомическую и физиологическую базу. Направлений психотерапии существует великое множество. Однако все они в той или иной мере пересекаются между собой. Было время, когда недирективный гипноз Милтона Эриксона, нейро-лингвистическое программирование, трансперсональная психотерапия рассматривались как революционные психотерапевтические методки для всех и каждого, способные перевернуть мир…Но позже специалисты лучше осознали степень их применимости и ограничения. И теперь это лишь дополнительные инструменты в руках опытных терапевтов.
Игротерапия, арт-терапия, позитивная психотерапия, процессуально-ориентированная терапия – это лишь немногое из того, о чем не удалось рассказать в этой статье. Однако, если мне удалось заронить в вашу душу зерно интереса к способам встречи с собой, я считаю свою задачу выполненной. Кстати, что там с Горынычем? Уже не страшен?